В мае Балтийский завод - один из известнейших заводов Петербурга, - отмечает свое 165-летие. Замечательное событие! А в качестве подарка мы нашли на СЛК надгробие одного из основателей завода - Мэтью Карра.
Начнем повествование, как обычно, с Саитова:
И Лейнонена:
Обращаем внимание, что у Лейнонена указано также захоронение жены Ч. Карра, Дженни, отсутствующее у Саитова.
Опираясь на информацию из архива Э. Амбургера, можно предположить, что Мэтью (Матвей/Матиас) Карр (Matthew Carr; 1800-1882) не был первым петербуржцем в своей семье. Его отец, Георг Карр, скончался в Кронштадте в 1836 году:
Он был членом Английского собрания, старейшего клуба России, о котором я чуть подробнее говорила в тексте об И.Я. Лейшке, браковщике Санкт-Петербургского порта.
Но как же складывалась жизнь Мэтью Карра? Довольно успешно.
Он женился, имел 11 детей: пять сыновей и шесть дочерей. Забегая вперед, скажу, что почти все они (кроме двух, умерших в младенчестве) покинули Россию еще до революции, уехав в Эстонию, Германию и Великобританию.
В 1836 году Карр стал купцом 1 гильдии и торговал в порту оптом различными товарами под фирмой "Карръ и Ко". В 1844 году он стал владельцем одного из сахарных заводов у деревни Емельяновки:
Кроме того, продолжала работать фирма "Карръ и Ко.":
Несколько позже Мэтью Карр стал содержать еще один сахарный завод - завод Ч. Берда:
Чарльз Берд (Charles Baird; 1766-1843) - шотландец, инженер, основатель первого в России механическо-литейного завода (находился на Матисовом острове). В 1815 году на его заводе был сооружен первый в России пароход.
Изготовленные на заводе Берда детали и конструкции давно являются неотъемлемыми частями Петербурга: это разводная часть и декоративные детали Благовещенского моста, барельефы Исаакиевского собора, а также ангел на Александровской колонне.
Ч. Берд владел не только литейным, но и сахарным, лесопильным, корабельным и другими заводами. Имя Берда стало нарицательным, "стало [...] символом успеха, появилась поговорка: на вопрос «Как дела?», петербуржцы отвечали: «Как у Берда, только труба пониже, да дым пожиже»".
Этот выдающийся человек похоронен на СЛК, его надгробие замечательным образом подчеркивает и его происхождение, и дело всей его жизни:
Кстати, в городе до сих пор сохранилось небольшое напоминание о талантливом шотландце - Бердов мост через р. Пряжку в Коломне.
Торговля, сахарные заводы - где Балтийский завод-то? Я как раз к этому подхожу - и теперь буду говорить не только о Карре. У сегодняшнего текста несколько полноправных героев.
В начале второй половины XIX века на Императорских яхтах служил шотландец Марк Макферсон (Murdoch Lachlan Macpherson; 1813-1879).
Он родился в городе Перт, Шотландия, в 1813 году, и был назван в честь деда.
Позже он переехал в Глазго, где учился и работал на собственной небольшой верфи. Именно Макферсон был автором проекта и непосредственным строителем яхты для Николая I, которую он собственноручно привел в Петербург. Император был доволен и предложил Марку должность главного инженера всех Императорских яхт. Тот согласился и перебрался в Петербург, где в 1841 году женился на Джулии Элизабет Максвелл, с которой имел 15 детей.
К сожалению, почти все дети умерли в младенчестве, лишь несколько прожили долгую жизнь: сын Давид (1842-1914) и дочери Джулия (1848-1920) и Георгина (1858-после 1920).
Давид Макферсон, инженер, и его жена Энн (1840-1909) стали родителями одного из основателей лаун-теннисной лиги (1913) и футбольного движения в Петербурге Макферсона Артура Давидовича.
Георгина же до революции работала учительницей. В 1917 году она уехала из России и в 1920 году опубликовала книгу “Upheaval! Riminiscences of my Life in Russia Before and After the Revolution”, где рассказала, в частности, о судьбе своего отца.
По этому отрывку можно понять, что семья Макферсонов была довольно известной в Шотландии и обладала большими связями.
Вот мы и познакомились с Марком (будем для краткости называть его так) Макферсоном. Но какое же отношение он имеет к Балтийскому заводу? Самое прямое.
Макферсон имел обширные технические познания в судостроительном деле и был известен не только в профессиональной сфере, но и пользовался личным доверием императора Николая I. В период Крымской войны, когда британцев принудительно выселяли из Петербурга, Макферсон был по Высочайшему позволению оставлен в Петербурге и, кроме своих основных обязанностей, исполнял различные частные заказы в собственной мастерской на Васильевском острове.
А теперь вернемся к Мэтью Карру - надеюсь, вы еще не запутались! Во второй половине 1850-х на его сахарном заводе потребовалось построить подъемный кран. И угадайте, чье предложение пришлось по вкусу Карру? Ну конечно же, Марка Макферсона! По достоинству оценив умения шотландца, М. Карр привлек его в компанию, и в 1856 году они основали литейный механический и судостроительный завод для исполнения как частных заказов, так и заказов Морского Министерства - это и был будущий Балтийский завод. Согласно заключенному договору, Макферсон был "...полным и независимым хозяином завода, главным руководителем работ, как при основании и расширении завода, так и по исполнению принимаемых на себя заказов, представляя только для просмотра М. Карра лишь контракты по особо ценным заказам".
Возможно, вы думаете, что в таком случае именно Макферсона нужно считать основателем завода, но никак не Карра, который даже контракты редко просматривал. Это не так; основателями завода являются оба, поскольку идея, вероятно, принадлежала именно Мэтью Карру, кроме того, для строительства завода именно Карр приобрел участок земли на Васильевском острове в Чекушах (Кожевенная линия, д. 19, 20).
Так что мы можем говорить о вполне удачном и плодотворном сотрудничестве двух людей, талантливых в разных сферах: технологий и финансов.
Со временем у завода выделилось две части: корабельная и механическая стороны. Завод пополнялся новыми механизмами, строились новые здания, реконструировались уже существующие.
В 1860-е годы Мэтью Карр жил на Васильевском острове, на пересечении 10 линии и набережной Большой Невы, в доме Гитшова, который сейчас больше известен как дом Эйлера.
М. Карр успел побывать и членом Коммерческого Суда, и Директором Коммерческого Банка:
М. Макферсон в 1860-е тоже жил на Васильевском:
К концу 1860-х Карр с семьей переехал в дом Юнкера:
Мэтью был уже немолод, и возможно, что управление фирмой "Карръ и Ко" и заводом давалось ему с трудом:
К началу 1870-х годов завод Карра и Макферсона вошел в число ведущих судостроительных и машиностроительных предприятий. Несмотря на это, "компаньоны... не обладая достаточными денежными средствами для ведения такого крупного производства, какое принимали для исполнения, вынуждены были постоянно пользоваться ссудами и сильно обременили завод долгами, что ведение дел стало затруднительно". В конце 1871 года Карр и Макферсон объявили о своем банкротстве. Прекращение деятельности завода могло пагубно отразиться на Морском министерстве, поскольку заказы за неимением альтернатив были бы переданы заводу Берда (уже знакомого нам), который, в свою очередь, при отсутствии конкуренции мог значительно увеличить стоимость работ. Была создана специальная комиссия по делам завода, и вскоре появился покупатель - князь Э.А. Ухтомский, капитан 1-го ранга. Погасив долги, он приобрел завод.
Как же складывались жизни М. Карра и М. Макферсона после продажи завода? К сожалению, я не смогла найти об этом никакой информации. Предполагаю, что остаток жизни компаньоны провели "на пенсии", не занимаясь делами, потому что ни в одной из книг (купеческих или адресных) я не смогла найти упоминаний о них.
Марк Макферсон скончался в 1879 году, место его захоронения, к сожалению, неизвестно, но, возможно, он был погребен на СЛК. Мэтью Карр пережил бывшего компаньона на 3 года.
Его могилу мы нашли. Некогда захоронение представляло собой высокое место из известняковых плит со ступенями сбоку, с подземным склепом, куда ставились гробы. Надгробия М. Карра и его сына Чарльза, судя по всему, типовые полированные кубы из черного гранита с крестами (утраченными) и гравированными надписями на невысоком постаменте из необработанного красного гранита.
Однако нынешнее состояние захоронения оставляет желать лучшего:
Мешки с мусором на переднем плане мы вытащили из склепа, куда рухнули и сами надгробия. Одно из них нам, к счастью, удалось опознать:
Что же дальше? На сегодня (07.05.2021) я совместно с представителем Союза реставраторов Санкт-Петербурга подготовила и отправила письмо в КГИОП с просьбой разрешить первоочередные консервационные и контраварийные работы на надгробии М. Карра и нескольких других захоронениях. Судя по реакции представителя Союза реставраторов и представителей КГИОП, с которыми я общалась, шанс получения разрешения весьма велик. Если все получится, то работы будут проводиться профессиональными реставраторами и волонтерами в начале июня.
А после этого уже можно будет обращаться к представителям Балтийского завода и начинать разговор о полноценной реставрации надгробия М. Карра, одного из основателей Балтийского завода.
Оригинал текста: https://spslc.ru/osnovatel-baltijskogo-zavoda-statya-margarita-nikolaevoj.html