Основатель Балтийского завода - статья Маргарита Николаевой

В мае Балтийский завод - один из известнейших заводов Петербурга, - отмечает свое 165-летие. Замечательное событие! А в качестве подарка мы нашли на СЛК надгробие одного из основателей завода - Мэтью Карра.

Иллюстрированный вестник культуры и торгово-промышленного прогресса России, 1899 год

 

Начнем повествование, как обычно, с Саитова:

Фрагмент страницы из "Петербургского некрополя", т. 2

 

И Лейнонена:

Фрагмент страницы из справочника Р. Лейнонена

 

Обращаем внимание, что у Лейнонена указано также захоронение жены Ч. Карра, Дженни, отсутствующее у Саитова.

Опираясь на информацию из архива Э. Амбургера, можно предположить, что Мэтью (Матвей/Матиас) Карр (Matthew Carr; 1800-1882) не был первым петербуржцем в своей семье. Его отец, Георг Карр, скончался в Кронштадте в 1836 году:

Газетная заметка о смерти Г. Карра в ноябре 1836 года

 

Он был членом Английского собрания, старейшего клуба России, о котором я чуть подробнее говорила в тексте об И.Я. Лейшке, браковщике Санкт-Петербургского порта.

Но как же складывалась жизнь Мэтью Карра? Довольно успешно.

Мэтью Карр

 

Он женился, имел 11 детей: пять сыновей и шесть дочерей. Забегая вперед, скажу, что почти все они (кроме двух, умерших в младенчестве) покинули Россию еще до революции, уехав в Эстонию, Германию и Великобританию.

В 1836 году Карр стал купцом 1 гильдии и торговал в порту оптом различными товарами под фирмой "Карръ и Ко". В 1844 году он стал владельцем одного из сахарных заводов у деревни Емельяновки:

Фрагмент страницы из "Адресной книги..." за 1844 год
Карта окраин Петербурга; под Екатерингофом зеленым отмечена деревня Емельяновка

 

Кроме того, продолжала работать фирма "Карръ и Ко.":

Фрагмент страницы из "Адресной книги..." за 1844 год

 

Несколько позже Мэтью Карр стал содержать еще один сахарный завод - завод Ч. Берда:

Фрагмент страницы из "Адресной книги..." за 1850 год
Чарльз Берд (Charles Baird; 1766-1843) - шотландец, инженер, основатель первого в России механическо-литейного завода (находился на Матисовом острове). В 1815 году на его заводе был сооружен первый в России пароход.
Изготовленные на заводе Берда детали и конструкции давно являются неотъемлемыми частями Петербурга: это разводная часть и декоративные детали Благовещенского моста, барельефы Исаакиевского собора, а также ангел на Александровской колонне.
Ч. Берд владел не только литейным, но и сахарным, лесопильным, корабельным и другими заводами. Имя Берда стало нарицательным, "стало [...] символом успеха, появилась поговорка: на вопрос «Как дела?», петербуржцы отвечали: «Как у Берда, только труба пониже, да дым пожиже»".
Этот выдающийся человек похоронен на СЛК, его надгробие замечательным образом подчеркивает и его происхождение, и дело всей его жизни:
Надгробие Ч. Берда на СЛК
Кстати, в городе до сих пор сохранилось небольшое напоминание о талантливом шотландце - Бердов мост через р. Пряжку в Коломне.
Бердов мост с Матисова острова на Коломенский

 

Торговля, сахарные заводы - где Балтийский завод-то? Я как раз к этому подхожу - и теперь буду говорить не только о Карре. У сегодняшнего текста несколько полноправных героев.

В начале второй половины XIX века на Императорских яхтах служил шотландец Марк Макферсон (Murdoch Lachlan Macpherson; 1813-1879).

М. Макферсон

 

Он родился в городе Перт, Шотландия, в 1813 году, и был назван в честь деда.

Это запись о крещении Lachlan Macpherson, отца нашего героя. Обратите внимание, что подчеркнутое слово - Murdoch, - является именем отца, т.е. деда М. Макферсона

 

Позже он переехал в Глазго, где учился и работал на собственной небольшой верфи. Именно Макферсон был автором проекта и непосредственным строителем яхты для Николая I, которую он собственноручно привел в Петербург. Император был доволен и предложил Марку должность главного инженера всех Императорских яхт. Тот согласился и перебрался в Петербург, где в 1841 году женился на Джулии Элизабет Максвелл, с которой имел 15 детей.

Julia Elizabeth Macpherson (Maxwell), супруга М. Макферсона

 

К сожалению, почти все дети умерли в младенчестве, лишь несколько прожили долгую жизнь: сын Давид (1842-1914) и дочери Джулия (1848-1920) и Георгина (1858-после 1920).

Давид Макферсон, инженер, и его жена Энн (1840-1909) стали родителями одного из основателей лаун-теннисной лиги (1913) и футбольного движения в Петербурге Макферсона Артура Давидовича.

David Macpherson and Ann Elizabeth Macpherson (Hutty)

 

Георгина же до революции работала учительницей. В 1917 году она уехала из России и в 1920 году опубликовала книгу “Upheaval! Riminiscences of my Life in Russia Before and After the Revolution”, где рассказала, в частности, о судьбе своего отца.

Фрагмент из книги Г. Макферсон

 

По этому отрывку можно понять, что семья Макферсонов была довольно известной в Шотландии и обладала большими связями.

Вот мы и познакомились с Марком (будем для краткости называть его так) Макферсоном. Но какое же отношение он имеет к Балтийскому заводу? Самое прямое.

Макферсон имел обширные технические познания в судостроительном деле и был известен не только в профессиональной сфере, но и пользовался личным доверием императора Николая I. В период Крымской войны, когда британцев принудительно выселяли из Петербурга, Макферсон был по Высочайшему позволению оставлен в Петербурге и, кроме своих основных обязанностей, исполнял различные частные заказы в собственной мастерской на Васильевском острове.

А теперь вернемся к Мэтью Карру - надеюсь, вы еще не запутались! Во второй половине 1850-х на его сахарном заводе потребовалось построить подъемный кран. И угадайте, чье предложение пришлось по вкусу Карру? Ну конечно же, Марка Макферсона! По достоинству оценив умения шотландца, М. Карр привлек его в компанию, и в 1856 году они основали литейный механический и судостроительный завод для исполнения как частных заказов, так и заказов Морского Министерства - это и был будущий Балтийский завод.  Согласно заключенному договору, Макферсон был "...полным и независимым хозяином завода, главным руководителем работ, как при основании и расширении завода, так и по исполнению принимаемых на себя заказов, представляя только для просмотра М. Карра лишь контракты по особо ценным заказам".

Фрагмент страницы из "Адресной книги..." за 1863 год

 

Возможно, вы думаете, что в таком случае именно Макферсона нужно считать основателем завода, но никак не Карра, который даже контракты редко просматривал. Это не так; основателями завода являются оба, поскольку идея, вероятно, принадлежала именно Мэтью Карру, кроме того, для строительства завода именно Карр приобрел участок земли на Васильевском острове в Чекушах (Кожевенная линия, д. 19, 20).

Фрагмент плана Мусницкого 1868 года, выделен д. 19 по Кожевенной линии. Сейчас на этом месте один из производственных корпусов Балтийского завода

 

Так что мы можем говорить о вполне удачном и плодотворном сотрудничестве двух людей, талантливых в разных сферах: технологий и финансов.

Со временем у завода выделилось две части: корабельная и механическая стороны. Завод пополнялся новыми механизмами, строились новые здания, реконструировались уже существующие.

В 1860-е годы Мэтью Карр жил на Васильевском острове, на пересечении 10 линии и набережной Большой Невы, в доме Гитшова, который сейчас больше известен как дом Эйлера.

дом Гитшова, 10 линия В.О., 1 / набережная Лейтенанта Шмидта, 15

 

М. Карр успел побывать и членом Коммерческого Суда, и Директором Коммерческого Банка:

Фрагмент страницы из "Справочной книги о лицах Петроградского купечества..." за 1865 год

 

М. Макферсон в 1860-е тоже жил на Васильевском:

Фрагмент страницы из "Адресной книги..." за 1867 год

 

К концу 1860-х Карр с семьей переехал в дом Юнкера:

Фрагмент страницы из "Адресной книги..." за 1867 год
Дом К. Юнкера, 3 линия В.О. / Большой проспект, 8

 

Мэтью был уже немолод, и возможно, что управление фирмой "Карръ и Ко" и заводом давалось ему с трудом:

Фрагмент страницы из "Справочной книги о лицах Петроградского купечества..." за 1871 год

 

К началу 1870-х годов завод Карра и Макферсона вошел в число ведущих судостроительных и машиностроительных предприятий. Несмотря на это, "компаньоны... не обладая достаточными денежными средствами для ведения такого крупного производства, какое принимали для исполнения, вынуждены были постоянно пользоваться ссудами и сильно обременили завод долгами, что ведение дел стало затруднительно". В конце 1871 года Карр и Макферсон объявили о своем банкротстве. Прекращение деятельности завода могло пагубно отразиться на Морском министерстве, поскольку заказы за неимением альтернатив были бы переданы заводу Берда (уже знакомого нам), который, в свою очередь, при отсутствии конкуренции мог значительно увеличить стоимость работ. Была создана специальная комиссия по делам завода, и вскоре появился покупатель - князь Э.А. Ухтомский, капитан 1-го ранга. Погасив долги, он приобрел завод.

Как же складывались жизни М. Карра и М. Макферсона после продажи завода? К сожалению, я не смогла найти об этом никакой информации. Предполагаю, что остаток жизни компаньоны провели "на пенсии", не занимаясь делами, потому что ни в одной из книг (купеческих или адресных) я не смогла найти упоминаний о них.

Марк Макферсон скончался в 1879 году, место его захоронения, к сожалению, неизвестно, но, возможно, он был погребен на СЛК. Мэтью Карр пережил бывшего компаньона на 3 года.

Информация о завещании М. Карра

 

Его могилу мы нашли. Некогда захоронение представляло собой высокое место из известняковых плит со ступенями сбоку, с подземным склепом, куда ставились гробы. Надгробия М. Карра и его сына Чарльза, судя по всему, типовые полированные кубы из черного гранита с крестами (утраченными) и гравированными надписями на невысоком постаменте из необработанного красного гранита.

Однако нынешнее состояние захоронения оставляет желать лучшего:

Современное состояние захоронения

 

Мешки с мусором на переднем плане мы вытащили из склепа, куда рухнули и сами надгробия. Одно из них нам, к счастью, удалось опознать:

Гравировка указывает на то, что это нагробие сына М. Карра Чарльза и его жены

 

Что же дальше? На сегодня (07.05.2021) я совместно с представителем Союза реставраторов Санкт-Петербурга подготовила и отправила письмо в КГИОП с просьбой разрешить первоочередные консервационные и контраварийные работы на надгробии М. Карра и нескольких других захоронениях. Судя по реакции представителя Союза реставраторов и представителей КГИОП, с которыми я общалась, шанс получения разрешения весьма велик. Если все получится, то работы будут проводиться профессиональными реставраторами и волонтерами в начале июня.

А после этого уже можно будет обращаться к представителям Балтийского завода и начинать разговор о полноценной реставрации надгробия М. Карра, одного из основателей Балтийского завода.

 

Оригинал текста: https://spslc.ru/osnovatel-baltijskogo-zavoda-statya-margarita-nikolaevoj.html 

Написать комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

Поделитесь этой записью:

«Смоленское Лютеранское Кладбище»

Объект культурного наследия.
Некоммерческий сайт с информацией об исторических захоронениях.

Расположение:
Санкт-Петербург, наб. реки Смоленки д. 27, Санкт-Петербург

Email: info@spslc.ru

Информация

Главная страница Захоронения Новости Статьи Расположение О проекте

Информация на сайте постепенно дополняется. Если хотите поучаствовать в наполнении, пожалуйтса, пишите на info@spslc.ru

Проект в соцсетях

Сайт в процессе наполнения.

В социальных сетях: