Годы жизни: 1716 - 20.3.1786
Род деятельности: Первый хранитель Эрмитажа. Живописец-портретист, первый профессиональный реставратор в России.
Участок: -
Немецкий живописец и реставратор, родился в семье художника-портретиста Георга Фридриха Пфандцельта.в г.Ильм (Баден-Вюртемберг, Германия). приехал в Санкт-Петербург в 1743 и поступил на службу помощником придворного живописца Г. К. Гроота. Формально являясь его помощником, всей реставрационной работой Пфандцельт фактически единолично занимался.
С 1749, во время правления Елизаветы — хранитель и реставратор живописи в императорских дворцах,. В 60-е годы начали собирать картины для галереи будущего Эрмитажа. С 1764 — первый хранитель и реставратор живописи Эрмитажа. При нём коллекция постоянно пополнялась новыми экспонатами, были куплены многие частные собрания. Много лет Пфандцельт занимался их описанием и реставрацией. Многие из его помощников и учеников стали впоследствии известными реставраторами.
С именем Пфандцельта связано зарождение техники реставрации масляной живописи в России. На протяжении четверти века Пфандцельт занимался комплектованием и устройством экспозиций не только в Эрмитаже, но и в загородных императорских дворцах, в т. ч. Картинного зала в Большом Царскосельском дворце и Верхнего зала в Петергофском Эрмитаже. Как реставратор Пфандцельт прославился тем, что спас почти истлевшую картину "Христос и блудница", автором которой считается Лукас Кранах-младший (XVI век). Он перевёл картину с прогнившего дерева на медную доску и успешно реставрировал её, вернув уникальному произведению искусства прежнюю красоту и блеск. Надпись на обратной стороне медной доски гласила: "Эту картину спас от близкой гибели Лукас Пфандцельт из Ульма, придворный художник. Петербург, 1770 г."
Пфандцельт был копиистом (сохранились копии с портретов Г.-К. Гроота – "Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны с арапчонком-скороходом" (Русский музей) и "Конный портрета великого князя Петра Фёдоровича" ( Русский музей), а также коронационный портрет императора (Эрмитаж). Писал картины на исторические и мифологические темы, также писал самостоятельные портреты, хотя особыми живописными достоинствами они не отличались. Сохранились также (в Эрмитаже) портрет Петра III; как и портрет Бартоломео Франческо Растрелли.
Коллекционер, владелец большого собрания картин и эстампов старых западноевропейских мастеров (Рембрандт, Теннирс, Дюрер и др.). Занимался торговлей произведениями искусства. В его мастерской обучались К.-Л. Христинек и Г.Бухгольц.
Могила утеряна.
Источник: http://www.parkmonrepos.org/content/kraski-rossiki-zhivopis-iz-sobraniya-gatchinskogo-dvorca