Годы жизни: 1777 - 5.10.1830
Род деятельности: Художник. Академик исторической живописи ИАХ. Председатель масонской ложи Белого Орла в СПб.
Участок: 35
Олешкевич родился в в местечке Радошковицах, Минской губернии; отец его, обедневший дворянин, был по профессии музыкантом. Начальное образование Олешкевич получил благодаря поддержке графа Александра Ходкевича.
В 1800 году Олешкевич был учеником профессора живописи Фр. Смуглевича; в 1803 г. он побывал в Дрездене и Париже, где учился у известного David'а d'Angers.
В 1810 году он переехал в Петербург, где занимался, главным образом, портретной живописью. В 1812 году Олешкевич написал картину: «Призрение и попечение императрицы Марии Феодоровны о бедных». Государыня выразила ему свое благоволение, а Императорской Академией Художеств он был произведен в академики исторической живописи.
Впрочем, Олешкевич приобрел известность в Петербурге не столько своими картинами, сколько благодаря своим громадным, почти энциклопедичным познаниям, оригинальному образу жизни и, главным образом, благодаря тому положению, которое он занимал в кругу Петербургских масонов. В 1822 году Олешкевич возглавил ложу Белого Орла (после сенатора гр. Адама Ржевуского). Он имел высшую степень в ордене, и петербургские ложи признавали его ложу первенствующей. Глубокий мистик, Олешкевич своими мистическими наклонностями давал и направление своей ложе. Говорят, что его доктрина имела много общего с учениями Сен-Мартена, но отличалась и многими своеобразностями.
Являясь всегда проповедником гуманности и воздержания, он имел доброе сердце, что доказывал и на деле. Человек в высшей степени религиозный, щедрый благотворитель и до удивления скромный в своих потребностях, Олешкевич был вместе с тем и образцом милосердия. «У нас еще не было обществ покровительства животным – говорит один современник, – а Олешкевич и словом, и делом распространял правила этих ассоциаций». Редкие качества его души и ума привлекали к нему внимание и симпатии лиц различных слоев общества и профессий, в особенности художников и писателей. Дружил он и с Адамом Мицкевичем, посвятившим его памяти стихотворение.
Художественные произведения Олешкевича рассеяны в большом количестве по храмам Царства Польского и Западного Края, а также есть и у частных лиц. Лучшими его картинами, кроме указанной («Попечение о бедных») следует признать: 1) Копию Преображения Господня Рафаэля, 2) копию David'а – Ахилл, оплакивающий смерть Патрокла и 3) Прощание гетмана Ходкевича с молодой супругой перед отправлением под Хотим. Кроме того, следует назвать картины, находящиеся в СПб. костеле пиаров: 1) Пресвятая Дева с младенцем Иисусом и 2) Христос на кресте. Из портретов его работы лучшие – Адама и Юрия князей Чарторыжских, Марии Шимановской, генерала Ольховского и Генриха Ржевуского.
Источник: сайт azbyka.ru
В "Петербургском некрополе" В.И.Саитова написано, что похоронен Олешкевич на Смоленском православном кладбище, со ссылкой на Русский Биографический Словарь. Это, разумеется, ошибка - в самом РБС в статье об Олешкевиче написано иначе - "на Смоленском кладбище", слово "православное" там отсутствует.
На польском сайте (Энциклопедия польского Петербурга) написано, что похоронен он на "Смоленском кладбище для иноземцев" - так католики именовали Смоленское лютеранское кладбище: https://www.polskipetersburg.pl/hasla/oleszkiewicz-jozef