Годы жизни: 2.5.1754 - 11.2.1806
Род деятельности: Композитор. Придворный капельмейстер принца Астурийского (будущий Карл IV) и Екатерины II.
Участок: ?
Композитор. Классик испанского происхождения, известен в Европе. В свое время его высоко ценили за его комические оперы и балетную музыку.
Сын церковного певчего Мартин-и-Солер родился в Валенсии и учился музыке в Болонье у францисканца Джованни Баттисты Мартини. В 1776 г. в Мадриде состоялась премьера его первой оперы «Il tutore burlato». в 1777 году Мартин работал в Неаполе, где писал балеты и оперы для двора Фердинанда I Неаполитанского и его супруги Марии Каролины, сестры императора Иосифа II. К тому периоду относится и праздничная опера, посвящённая визиту (1782) Павла Петровича, будущего императора России.
1785–1788 гг. он провел в Вене, наслаждаясь покровительством императора Иосифа II и дружбой с Гайдном, Да Понте, Моцартом и Сальери. Аббат Лоренцо да Понте, создатель либретто к Una cosa rara и L’arbore di Diana, считал сотрудничество с Мартин-и-Солером стартом своей карьеры.
Моцарт хорошо знал его музыку. В Вене и Лондоне оперы Мартина-и-Солера соперничали с операми Моцарта. Оба композитора шутили по поводу этого соперничества, что и было увековечено Моцартом в сцене ужина из оперы «Дон Жуан» (1787), где домашний оркестр на сцене играет для Дона разные популярные мелодии, которые Лепорелло узнаёт и называет (этот сюжетный штрих — вставка в либретто самого Моцарта). Одна из мелодий — «Non piu andrai» («Мальчик резвый») из «Свадьбы Фигаро», другая - мелодия из оперы Мартина-и-Солера «Una Cosa Rara».
В 1788 г. Екатерина Великая предложила ему должность капельмейстера, и, помимо периода в Лондоне в середине 1790-х годов, он жил в Санкт-Петербурге до самой смерти, т.о. прожив в России треть своей жизни. Его оперы шли на сценах Эрмитажного, Каменного и Деревянного театров в Петербурге. В России он работал вместе с неаполитанцем Фердинандо Моретти (см.соотв.стр.), придворным поэтом, сочинившим для Солера либретто для оперы Солера "Деревенский праздник" и несколько кантат.
Мартин-и-Солер написал около 30 опер и 20 балетов. В Санкт-Петербурге он сочинял оперы на русскоязычные тексты, наряду с итальянскими. Любопытно, что Екатерина II была автором либретто «Горе- богатырь Косометович» (1789) - но, вероятно, она всё же не обошлась без соавторства своего личного секретаря Храповицкого. Это же относится и к одноактной пьесе "Федул с детьми".
Его другие опусы включают оперы «Ифигения» (1779), «Il burbero di buon cuore» (1786), «L'arbore di Diana» (1787), «Меломания» (1790) и «La capricciosa corretta» (1795) ) и балеты "Il barbiere di Siviglia" (1781), "Amour et Psyche" (1791) и "Tancrede" (1799). Последняя из его опер - "Деревенский праздник" - была написана для Императора Павла I. Премьера прошла в Эрмитажном театре в январе 1798 г.
В 1800 г. Мартин-и-Солер пишет кантату по случаю освящения Мальтийской капеллы в СПб (Cantata per la consacrazione della chiesa maltese). Освящение церкви провел архиепископ Станислав Сестренцевич. Очевидно, что убийство Павла I, покровительствовавшего католическому ордену, сильно повлияло на позицию композитора - он отошел от Двора и больше НИЧЕГО не сочинял для придворного театра. Ни одной оперы, ни одной кантаты. Солер занялся преподаванием - давал уроки музыки в домах аристократии, преподавал пение в Смольном Институте, но для Двора не написал больше ничего.
При жизни имел славу «валенсийского Моцарта». Потом был надолго забыт. В последние десятилетия его произведения снова звучат в Испании, Италии, Франции, России и других странах.
Вторая жена композитора, Каролина Мартини (ур. Ле-Пик, 5.5.1773-14.3.1824), дочь балетного танцовщика, похоронила своего мужа на СЛК. Позже она сама и одна из их дочерей, Мария Мартини (14.5.1800 - 17.1.1875) была похоронена на Смоленском лютеранском кладбище. Вторую их дочь звали Элизабета-Каролина.
За 200 лет, прошедших со дня смерти композитора, могила затерялась. Была найдена в 1982 г. другим валенсийцем, художником Луисом Ортегой (1937-2012). В 1993 г. могила вошла в список утрат по СЛК в книге Кобака и Пирютко "Исторические кладбища СПб".
В 2025 г. вновь обнаружена нами (Т.Жильцовой и И.Тумаевым) - через несколько лет упорных поисков (см.статью в соотв.разделе сайта).
Подробнее о сочинениях Солера: https://baroquemusic.ru/encyclopedia/composers/martin-y-soler-vicente