Годы жизни: 1847 - 1932
Род деятельности: Академик живописи, хранитель картинной галереи Эрмитажа (1906–1929), искусствовед.
Участок: 20
Барон. Из древнего лифляндского дворянского рода. Родился в Дерпте (Тарту). "Его детство прошло в родовом имении Ратсхоф в Дерпте (ныне Тарту), где из поколения в поколение собиралась коллекция произведений искусства: «Я родился в настоящем музее, в доме, построенном в чистейшем стиле Людовика XVI одним из Липгартов, с такой роскошью, что он разорился на этой прихоти… Весь дом был наполнен слепками с произведений искусства греческого периода и итальянского Возрождения…» — вспоминал он.
Отец Липгарта барон Карл Эдуард фон Липгарт был хорошо известен в 1860–1870-х годах в Европе своими широчайшими познаниями в области искусства итальянского Возрождения, а также как выдающийся коллекционер. Благодаря его консультациям были собраны блестящие коллекции великой княгини Марии Николаевны, Г.С. и П.С. Строгановых...
Его имя хорошо известно искусствоведам-итальянистам. Многочисленные статьи по искусству Возрождения, атрибуции и в первую очередь атрибуция «Мадонны Бенуа» Леонардо да Винчи, снискали ему заслуженную славу как ученому. Его огромной заслугой являются поступления в эрмитажную картинную галерею, сделанные благодаря его стараниям, среди которых можно назвать уже упоминавшуюся «Мадонну Бенуа», «Похищение сабинянок» Тьеполо, «Апостолов Петра и Павла» Эль Греко, «Св. Себастьяна» Перуджино, «Бегство в Египет» Тициана, а также ряда картин из собрания Строгановых и великой княгини Марии Николаевы.
Как художник он почти забыт, хотя в свое время был весьма популярен как декоратор и портретист. Его росписи сохранились во многих петербургских особняках: в Мраморном дворце, дворце великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122, в особняке Дервиза, в театре Юсуповского дворца и др. Он же выполнил занавес для Эрмитажного театра.
Живописью стал заниматься во Флоренции, где он познакомился с Великой Княгиней Марией Николаевной. Историю искусств он изучал в музеях Германии, Испании, Англии и Италии, что очень помогло ему, когда он стал хранителем картинной галереи Эрмитажа.
В 1873 году переезжает в Париж и женится на Флорентине-Луизе Жуан (1854–1931), которая послужит моделью для многих его полотен. Этот брак, а также и то обстоятельство, что Липгарт принял католичество, надолго осложнят его отношения с отцом. В Париже Липгарт был участником «Общества взаимного вспомоществования русских художников».
В 1886 году он приезжает Петербург, чтобы остаться в нем навсегда. В принадлежавшем ему доме ( Каменноостровский, 16, построен арх.В.Шаубом) находились и его квартира, и мастерская (ее огромные окна хорошо заметны на верхнем этаже здания).
"В Петербурге Липгарт пишет многочисленные портреты, в том числе и членов императорской семьи, в частности, создает целую галерею портретов императора Николая II. Он оформляет росписями ряд петербургских дворцов, церквей и театров.
В 1906 году он получает приглашение директора Эрмитажа И.А.Всеволожского поступить на службу в Картинную галерею, которую он возглавлял с 1909 по 1918 год"
Оставил удивительно живые воспоминания о жизни Флоренции, Парижа, европейской худоественной.жизни в целом - "Mes mémoires"
Источник: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8105.php
Памятник обновлен.
.