Годы жизни: 6(18).1.1835 - 16.3.1918
Род деятельности: Музыкант и композитор, член "Могучей кучки". Инженер-генерал, профессор фортификации.
Участок: -
Родился в Вильно. Его отец, Антон Леонардович Кюи, француз, служил в наполеоновской армии. Раненный в 1812 году под Смоленском во время войны 1812 года, он не вернулся с остатками разбитых войск Наполеона во Францию, а остался навсегда в России. В Вильне Антон Кюи, женившийся на Юлии Гуцевич, дочери знаменитого литовского архитектора Лауринаса Гуцявичюса, преподавал французский язык в местной гимназии. С отцом Цезарь Кюи общался на французском, с другими членами семьи - на литовском либо на польском, а с братьями-гимназистами с 5 лет общался на русском. Музыкальный талант обнаружился уже в гимназии.
В 1857 году окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 году получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 году был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 году был назначен адъюнкт-профессором одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 году стал профессором, а в 1891 году — заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры. Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 году Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала.
Кюи - автор многих капитальных научных трудов по фортификации и военно-инженерному делу, а также музыкально-критических произведений. Кавалер многих российских и иностранных орденов.
Музыкой занимался ещё в Вильно под руководством польского композитора С. Монюшко. Завершил музыкальное образование самостоятельно. Во многом Кюи помогло общение с М. А. Балакиревым и кружком «Могучая кучка», членом которой он стал.
Как композитор Кюи тяготел преимущественно к вокальной музыке. Он создал почти 20 опер. Первую, по мотивам поэмы А.С.Пушкина «Кавказский пленник», начал писать в 1857 г., а закончил в 1882 г. За этот период Кюи сочинил оперы «Сын мандарина» , «Вильям Ратклиф» , «Анджело». И еще 2 оперы — «Пир во время чумы» и «Капитанская дочка» написаны по произведениям Пушкина.
Также Кюи обращался и к редкому в то время жанру детской оперы: «Снежный богатырь», «Красная шапочка» , «Кот в сапогах». Композитор — автор почти 300 романсов, среди которых такие шедевры, как «Сожжённое письмо» и «Царскосельская статуя» на стихи Пушкина.
Кюи закончил незавершённые оперы своих друзей по «Могучей кучке»: «Каменный гость» А. С. Даргомыжского и «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского.
Был похоронен на участке 6а (15-19 участки по современной нумерации). Высокий крест на постаменте с могилы Цезаря Кюи и его жены Мальвины Рафаиловны (1836-1899) перенесен в Александро-Невскую Лавру. Могила Кюи утрачена. Но, вероятнее всего, он был похоронен рядом с Б.В. Аморетти, своим зятем, чьё надгробие сохранилось на 15 участке.
Также на Смоленском лютеранском кладбище был похоронен Александр Кюи (на этом же участке, 11 ноября 1918 г.)