Годы жизни: 1815 - 16.10.1881
Род деятельности: Владелец и основатель Петербургского цирка. Дрессировщик лошадей, наездник, артист и педагог.
Участок: 77
В 1869 году он приехал в Россию будучи известным артистом, по приглашению своего шурина К.Гинне для выступлений в его деревянном цирке на Манежной площади. Через 10 лет Чинизелли сумел сделать то, что не смогли его предшественники, — построить роскошное, имеющее императорский лоск, каменное здание цирка.
Ежегодно он гастролировал в Италии, Германии, Баварии и др. Вот как отзывалась об одной из его трупп «Петербургская газета»:
«Надо отдать справедливость Гаэтано Чинизелли, труппа его составлена очень хорошо. В ней есть и представители высшей школы верховой езды с самим директором во главе, искусные наездники и наездницы, отважные вольтижёры, довольно проворные вольтижёрки, силачи, весьма порядочные танцовщицы и танцовщики на канате и проволоке, ловкие клоуны и отличные лошади. Семейство г-на Чинизелли и его три сына выводят дрессированных лошадей с редким искусством, как и три дочери на лошадях высшей школы, с изяществом и грацией…»
Похороны директора цирка были торжественными. Колесницу сопровождала военная музыка. За нею следовал генерал, заведовавший императорской конницей в полной парадной форме, со многими офицерами, и громадная толпа, среди которой были представители высшего общества. Конная полиция с трудом прокладывала путь шествию через улицы, заполненные толпой. Отпевание состоялось в католической церкви Святой Екатерины. «Мессу служил на немецком языке патер Кананович. Гроб украшен был тропическими растениями и массою венков с надписями; из числа их выделялся громадных размеров лавровый венок с надписью: «repose en paix». Печальное шествие направилось по Невскому проспекту и Большой Морской через Николаевский мост. Впереди несли 9 подушек с орденами покойного. Гроб несли на руках артисты цирка до Исаакиевского собора. За гробом старший сын Гаэтано Чинизелли вел любимую лошадь покойного».
После смерти Г. Чинизелли Петербургский цирк возглавила его супруга, Вильгельмина Анна Чинизелли, урожденная Гинне (Guglielmina Hinné, 1817-1886) — школьная наездница, представительница немецкой цирковой династии Гинне. Она похоронена вместе с мужем, как и Дора (1882-1890), Мария (1877-1878), Мина (1883-1885), Эмма (1878-1879) Чинизелли — внучки Гаэтано Чинизелли, умершие в младенчестве. Здесь же похоронена Франциска Дюмо ( Dumos, 1815-1879 гг.) - наездница, старшая сестра Вильгельмины Чинизелли.
Надгробный памятник Гаэтано Чинизелли по заказу его вдовы.выполнил Энрико Бутти, миланский скульптор, из семьи потомственных скульпторов мраморщиков: мраморная стела с нишей, рельеф - голова лошади; бюст Чинизелли пострадал, но дошел до наших дней (оригинал сейчас находится в помещении Цирка на Фонтанке).
Источник: http://www.ruscircus.ru/semya_chinizelli_215
В 2015 году дрессировщица КАРИНА БОГДАСАРОВА на свои средства восстановила семейное надгробие Чинизелли.
"... Всё началось случайно и даже мистически, - рассказывает Карина. - Я уже 30 лет в профессии, но так получилось, что никогда не работала в Петербурге. Поэтому когда раздался звонок и нас с братом пригласили здесь выступить, мы, не раздумывая, перекроили график гастролей и приехали.
В цирк на Фонтанке, как только увидела этот прекрасный дворец, влюбилась бесповоротно.
Понравилась и гримёрка № 4, куда меня определили. Правда, не покидало ощущение, что в помещении постоянно находится кто-то ещё.
Чувство было настолько сильным, что я начала с этим кем-то здороваться, когда приходила, и прощаться, когда закрывала дверь. Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что именно в этой части здания находилась квартира основателя цирка Гаэтано Чинизелли. Мне захотелось побольше узнать об этом человеке, и я пошла в музей.....об уровне его представлений говорит показанная тоже впервые в 1892 г. водная феерия «Четыре стихии». Тогда арену превратили в огромный бассейн, в котором плавали олени, лошади с всадниками и слоны, а вода била фонтанами в нескольких местах. Аналогов такому сложному шоу нет и сейчас.
Но дело не только в красоте и технической оснащённости. Чинизелли поднял нас, людей манежа, из балаганных шутов до уровня артистов, а сам цирк воздвиг в ранг высокого искусства. Уже тогда среди аристократии провести вечер у Чинизелли считалось так же модно, как посещать самые престижные театры. Его принимали в королевских, царских семьях, страстными поклонниками фокусников и канатоходцев были Куприн, Григорович, Блок, Шаляпин. Часто приезжал император, для которого подготовили специальную ложу, сегодня там играет оркестр. Словом, чем больше я узнавала, тем больше мне хотелось сказать ему спасибо.
Взяла цветы и поехала к фамильной усыпальнице старинного рода. То, что увидела, ужаснуло. Бюст из мрамора был обезображен, отбиты нос и ордена, сама могила провалилась, крестов и многих фрагментов не существовало вообще, ограда покорёжена, горы мусора. В таком же состоянии оказались и шесть захоронений его родных. Шок! Но когда слёзы высохли, я огляделась вокруг и пообещала Чинизелли и лично себе как человек и артистка, которая безгранично любит своё дело, российский цирк и страну, что восстановлю мемориал.
Бумаг понадобилось очень много, на их оформление ушло полтора года. Каждая экспертиза требовала времени, доказательств, «копания» в архивах. К счастью, у меня нашлись помощники, которые так же бескорыстно занялись этим делом. Прежде всего, директор музея циркового искусства Екатерина Шаина. Повезло и с реставраторами. Я объяснила им идею и сразу сказала, что «откатов» не будет, возможна и заминка с деньгами. Но руководители фирм «Наследие» и «Аркада» меня полностью поддержали, прощали задержки с финансированием, стали единомышленниками.
Помогал мне и… Чинизелли. Когда включилась в процесс, почувствовала, что в душе чего-то не хватает.
И вдруг поняла, что нужно сделать. Взяла землю с его могилы в Петербурге и отвезла в Италию, в место недалеко от озера Комо, где он родился. После этого всё стало легко, даже появились дополнительные заработки, которые я тут же вложила в проект. Да и окрепла уверенность, что получила благословение от великого маэстро.
Но мне не надо благодарностей, и взамен я тоже ничего не прошу. Почему-то мы привыкли всё требовать от государства, мол, оно постоянно нам обязано дать то и это. А сами-то мы на что способны? Это наша страна, Родина, значит, мы тоже должны для неё что-то делать, не требуя денег и наград. Да, у нас немало проблем, и часть людей недовольны, выражают претензии - это их право. С моей точки зрения, не нравится - берите вещи и уезжайте. А я хочу жить в своей стране, делить с ней печали и радости, делать то, что могу. Счастлива, что удалось восстановить обелиск и привести его в порядок. Впрочем, одна просьба у меня всё же есть. Всем миром следить за усыпальницей Чинизелли, чтобы больше не допустить беспредел. Необходимо поддерживать и другие памятники, беречь город. Без всякого пафоса скажу: если не мы, то кто? Хочешь изменить мир - начни с себя. "
Полный текст интервью с Кариной Богдасаровой - еженедельник "Аргументы и факты" №42, Петербург, 13.10.2015.