Мало кто не знает Карла Брюллова, живописца, автора многих знаменитых полотен, в частности, монументальной работы "Последний день Помпеи", ныне выставленной в Русском музее.
Однако Карл Брюллов не был единственным художником в семье: его отец, братья и племянник тоже занимались различными видами искусства.
Семья Брюлловых (исторически фамилия писалась как Bruleau) принадлежала к французским протестантам. В 18 веке часть семьи переехала в Петербург, в том числе и Павел (Поль/Пауль) Брюлло (1760-1833). Он получил степень академика 1-й степени орнаментной на дереве скульптуры Императорской Академии художеств, и имел нескольких сыновей: от первого брака - Федора (художник; 1793-1869), от второго - Александра (архитектор; 1798-1877), Карла (художник; 1799-1852), Ивана и Павла.
Как вы понимаете, говорить о Карле Брюллове мы не будем - о нем сказано достаточно. Мы поговорим о тех членах семьи, о которых, к сожалению, незаслуженно забывают - о его старшем брате Федоре и племяннике, сыне Федора, Николае фон Брюлло.
Посмотрим справочник Саитова:
И заодно справочник Лейнонена:
Начнем с Федора Павловича - старшего сводного брата Александра и Карла Брюлловых. Федор (Теодор) Павлович фон Брюлло (1793-1869) - художник, академик Императорской Академии художеств.
Смотрим справочник Академии художеств:
Федор Брюллов занимался церковной живописью, участвовал в оформлении Исаакиевского собора.
Похоронен Федор Павлович на Смоленском лютеранском кладбище. Его надгробие выглядит вот так:
Его сын, Николай Федорович Брюлло (1826-1885), продолжил семейную традицию - учился в Академии художеств на архитектурном отделении у своего дяди, Александра Брюллова.
По проектам Н. Брюлло в Петербурге было построено множество зданий (полный список можно посмотреть здесь), например, дом княгини А.П. Львовой на Большой Морской:
Но самыми замечательными работами Николая Федоровича являются интерьеры. Авторство интерьеров бывает довольно сложно установить из-за утраты проектов или более поздних переделок, не отраженных в документах, однако можно полагать, что большая часть интерьеров особняка А.А. Половцова (Дом архитектора) была выполнена именно Н.Ф. Брюлло, в частности, интерьер Дубового зала (Библиотеки):
Работа над интерьерами особняка А.А. Половцова стала вторым крупным проектом Николая Федоровича. Какой же был первым? А первым был проект и реализация интерьеров особняка графа Н.А. Кушелева-Безбородко.
Как, вы никогда не слышали про это? Как, и на citywalls про это ни слова?
Как же так? Ведь в Отчете Императорской Академии художеств с 2 сентября 1862 по 1 сентября 1863 г. мы видим следующее:
Схожую информацию видим и в Отчете Императорской Академии художеств с 1 сентября 1863 по 4 ноября 1864 г.:
Имеет место историческая несправедливость! Давайте же ее исправим.
Как же сошлись архитектор и граф? Н.А. Кушелев-Безбородко имел возможность оценить творческие способности Н.Ф. Брюлло во время совместных заграничных поездок, и поручил ему оформление интерьеров собственного особняка на Гагаринской улице.
Интересно, что А.А. Половцов познакомился с Н.Ф. Брюлло, вероятно, именно через Н.А. Кушелева-Безбородко, с которым дружил, и впоследствии привлек архитектора к созданию интерьеров собственного особняка.
Точно неизвестно, когда Н.Ф. Брюлло приступил к внутренней отделке особняка Н.А. Кушелева-Безбородко, однако после смерти графа в 1862 году архитектор по своему проекту построил ему памятник в виде часовни в Александро-Невской лавре, и в те же годы Брюлло уже заканчивал отделку особняка. Эти работы зафиксированы в годовых отчетах Н.Ф. Брюлло.
Авторских эскизов отделки особняка обнаружить не удалось, и представление о ней дают немногие сохранившиеся до настоящего времени парадные интерьеры, а также опись «принадлежностей» дома, составленная в 1881 году. Оформление особняка Кушелевых-Безбородко было первой крупной работой Н.Ф. Брюлло, в которой он продемонстрировал незаурядные способности декоратора, знатока исторических стилей, искусного орнаменталиста, умело сочетавшего различные приемы и материалы отделки интерьеров.
цитата по статье В.И. Андреевой "Особняк А.А. Половцова"
Как же выглядят "немногие сохранившиеся до настоящего времени парадные интерьеры"? Вот так:
Детали интерьеров можно посмотреть здесь - это того стоит. Что же находится в этом потрясающем особняке в наше время? Больше 20 лет здание на правах аренды принадлежало Европейскому университету, однако в 2016 году договор был расторгнут. Университет обвиняли в оставлении дворца "в безобразном состоянии", однако это было опровергнуто: представители ЕУ заявили, что в безобразном состоянии здание было при въезде университета, а не при выезде, и, более того, планировалось восстановить особняк (без привлечения городского бюджета), однако планам ЕУ, к сожалению, не суждено было сбыться.
Кому сейчас принадлежит особняк (и исторические интерьеры) - неизвестно.
Вернемся же к жизнеописанию Николая Федоровича! Чем он занимался кроме создания столь замечательных интерьеров?
Мастерство Н. Ф. Брюлло — декоратора интерьеров, очевидно, высоко ценилось современниками. Об этом говорят его академические отчеты, куда он включал и другие работы по «переделке внутренних покоев» (выявить их пока не удалось). Вместе с тем, его считали и хорошим специалистом по инженерно-строительной части. Много времени у него занимала служебная деятельность в Строительной конторе МИДа, в Техническо-строительном комитете МВД, в должности архитектора 3-й Санкт-Петербургской дистанции и полицейских зданий. Как член Строительной комиссии при Городской управе он занимался ремонтом старых и строительством новых городских объектов. Возвел несколько промышленных зданий для частных владельцев. С 1886 года преподавал строительное законоведение в Академии художеств.
цитата по статье В.И. Андреевой "Особняк А.А. Половцова"
Такая напряженная работа в различных сферах, к сожалению, сказалась на здоровье архитектора. После тяжелой продолжительной болезни Н.Ф. Брюлло скончался и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Надгробие его ныне выглядит так:
Кажется, чего-то не хватает (я уж не говорю о том, что надгробие сейчас больше похоже на собранный из строительных материалов пазл, чем на памятник известному архитектору). Помните, у Саитова в справочнике был указан "бронзовый бюстъ"?
Где же он? Возможно, об этом нам могли бы рассказать господа революционеры, возможно, нечистые на руку работники кладбища, а возможно, случайные прохожие. Итог один - человек, который всю свою жизнь положил на создание современного облика Петербурга, лишен не то что своего надгробия, а элементарного уважения к своему труду и своей жизни (и смерти). Это то советское наследие, с которым необходимо бороться, отвоевывать у времени и предрассудков несправедливо забытые имена, факты и объекты - отвоевывать историю страны, города и каждого из нас.
Иначе когда-нибудь точно так же не избежим забвения и мы.
Благодарю за предоставление материалов по Н. Брюллову Е.В. Филлипова.
Оригинал текста: https://telegra.ph/Bryullovy-na-Smolenskom-lyuteranskom-kladbishche-04-21